Переносчик – Александр Сиско

Проповедь от 18.04.2021. церковь ЕХБ Благодать г. Красноярск

СКАЧАТЬ АУДИО

 

Анэлина Гетман

Жил однажды человек на свете
Он добрым ни был, и ни был хорош
Одной чертой был средь людей приметен –
он репутацию других ни ставил и в полгрош

И как-то раз, распространяя слухи,
Ославил одного он мудреца.
Ту клевету слыхали даже мухи
И знали эту ложь у каждого крыльца

Одумался клеветник, осознавши,
Какую боль доставил мудрецу
И, опустивши голову, зажавшись
пошел просить прощения к мудрецу

“прости, прошу тебя, я был не прав,
Готов я искупить свою вину,
Что хочешь сделаю, весь вред убрав
Пойду и всем я правду расскажу”

И тут мудрец подумав, говорит:
Тут правда вряд ли что исправит
Пойди и взяв подушку распусти
и перья – ветер разлететься пусть заставит

Глупец, исполнив слово то, примчался
“Теперь прощен я?” спрашивает он
Мудрец: еще один момент остался:
Ты собери все перья, что разлетелись вон.

“Так это ж просто невозможно!”
В отчаяньи воскликнул тут глупец.
“Ты прав, исправить также безнадежно,
всё то, что натворил ты” отвечал мудрец.

Мораль проста, стара как мир вокруг
И каждый извлекает пусть урок
От наших необдуманных “услуг”
Таланты превращаются в порок

 Тема моей сегодняшней проповеди – переносчик.

А главная истина, которую я хотел бы, чтоб вы запомнили. Следующая: не будь переносчиком, и не общайся с таковыми. Стих, лежащий в основании проповеди:

Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. (Прит.20:19)

Данный текст содержит, две истинны: первая, заключается, в сущности, понимания переносчика, вторая относится к тому как мы должны относиться к таким людям.

Суть переносчика.

Я начну с первого, ибо, прежде чем говорить об отношении к переносчику безусловно необходимо понять кто же он. Слово переносчик — это еврейское слово «Ракиль» имеющее значение клевета или сплетня о том или ином человеке.

 Сплетни – это недоброжелательный или порочащий слух о ком-нибудь, распространяемый на основании неверных, неточных и вымышленных сведений. Толковый словарь Ушакова.

Клевета – самый тяжкий вид посягательства против чужой чести: разглашение и распространение о ком-либо заведомо ложных, позорящих честь его фактов. Отличие К. от обиды (см.) заключается в том, что последняя предполагает присутствие оскорбляемого и выражается в словах или поступках, унижающих достоинство потерпевшего; К., наоборот, направляется преимущественно против отсутствующего.  и выражается в сообщении, хотя бы в весьма сдержанных выражениях, ложных фактов, в приписывании потерпевшему таких действий, которые не совместимы с достоинством честного гражданина. К. стремится к тому, чтобы уронить честь оклеветанного в глазах окружающих его; в источниках средневекового германского права это часто обозначалось словами “кража чести”. Энц. Словарь Брокгауза.

Таким образом речь идет о человеке, который, распространяет: заведомо ложные, или вымышленные, или непроверенные факты, которые роняют честь и достоинство человека. (непроверенные факты могут оказаться правдой).

В нашем переводе этот человек назван переносчиком. То есть тот, кто переносит. Это тот, кто что-то берет в одном месте и переносит это в другое. Например. Взял багаж в одном месте и перенес в другое – это переносчик. Или некоторые насекомые подхватили болезнь у одного животного перелетели и перенесли их на другого – переносчики. В нашей ситуации происходит перенос информации либо как мы говорили перенос лжи, или полуправды или непроверенных фактов, которые могут оказаться и правдой. Но в результате этого переноса падает честь и достоинство того, о ком говорят.

Хороший Библейский пример сплетен и клеветы это Авесалом сын Давида, о котором сказано:

2 И вставал Авессалом рано утром, и становился при дороге у ворот, и когда кто-нибудь, имея тяжбу, шел к царю на суд, то Авессалом подзывал его к себе и спрашивал: из какого города ты? И когда тот отвечал: из такого-то колена Израилева раб твой, 3 тогда говорил ему Авессалом: вот, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя. 4 И говорил Авессалом: о, если бы меня поставили судьею в этой земле! ко мне приходил бы всякий, кто имеет спор и тяжбу, и я судил бы его по правде. 5 И когда подходил кто-нибудь поклониться ему, то он простирал руку свою и обнимал его и целовал его. 6 Так поступал Авессалом со всяким Израильтянином, приходившим на суд к царю, и вкрадывался Авессалом в сердце Израильтян. (2Цар.15:2-6).

обратите внимание на его слова обращенные к нуждающимся: 3 …, дело твое доброе и справедливое, но у царя некому выслушать тебя.  Уникальность этих слов в том, что непонятно: правда это или нет. Возможно, это было ложью, а возможно и правдой. Ведь мы не знаем, может быть, Давид имел возможность беседовать со всеми утружденными, а может как царь, имеющий много обязанностей у него действительно, не хватало времени это делать по крайней мере с каждым. Ведь в отличии от него у Авессалома не было никаких обязанностей и поэтому он конечно имел возможность беседовать с нуждающимися.  Итак, точно мы не знаем сведения, которые выдавал Авессалом, были правдой или нет. Но мы точно знаем, что эти сведения воровали честь и авторитет Давида. Что в результате привело к восстанию.

Другой пример где информация явно является клеветой описана в 2Цар. 10гл. (смерть Амонитского царя, воцарение сына, Давид посылает соболезнование….

В тексте сказано, что Пр. 20:19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. (Прит.20:19) Открывает тайну. Что это значит? Скорее всего сведения, которые передает переносчик, являются тайной для того, кто слышит эту информацию. «ой а я и не знал», или «да ты что кто бы мог подумать», «надо же каким оказался, а я и не думал, что он такой».

И здесь можно задать вопрос, а насколько опасно распространение этой тайны.

Лев.19 сказано: Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. (Лв.19:16). Некоторые думают, что в этом стихе есть две отдельные истинны.  1я не ходи переносчиком. И 2я не восставай на жизнь ближнего. Но многие исследователи считают, что союз «и» в данном стихе подчеркивает идентичность. Т.е. здесь одна истина. Это можно было бы перевести следующим образом. Не ходи переносчиком, потому что это восстание на жизнь ближнего. Т. е сплетни и клевета является восстанием на жизнь ближнего. Восстание на жизнь — это убийство или как минимум покушение на жизнь. Таким образом это повеление касается 6й заповеди «Не убивай». (Исх.20:13). Помните, как однажды Иисус углубил понимание заповеди не прелюбодействуй. Все ее знали и понимали просто как физический сексуальный контакт вне брака. А Иисус добавил, кто смотрит на женщину с вожделением уже прелюбодействовал с ней в сердце своем. Вот истинное понимание этой заповеди. Вполне возможно, что и с заповедью не убей. Это не просто физическое убийство, но и моральное, когда мы разрушаем честь и достоинство кого-либо.

Видите, насколько серьезной может быть эта тема. Наши слова действительно могут морально убить человека. Посмотрите какую силу имеют слова.

  • Кроткий ответ отвращает гнев, а оскорбительное слово возбуждает ярость. (Прит.15:1)
  • Иной пустослов уязвляет как мечом, а язык мудрых – врачует. (Прит.12:18). Меч — это орудие убийства. Когда меч уязвляет то он либо убивает, либо калечит. Итак, мы видим, что словами можно убить человека.
  • 5 так и язык – небольшой член, но много делает. Посмотри, небольшой огонь как много вещества зажигает! 6 И язык – огонь, прикраса неправды; язык в таком положении находится между членами нашими, что оскверняет все тело и воспаляет круг жизни, будучи сам воспаляем от геенны. 7 Ибо всякое естество зверей и птиц, пресмыкающихся и морских животных укрощается и укрощено естеством человеческим, 8 а язык укротить никто из людей не может: это – неудержимое зло; он исполнен смертоносного яда. 9 Им благословляем Бога и Отца, и им проклинаем человеков, сотворенных по подобию Божию. (Иак.3:5-9). Огонь это не только то что греет, это то что сжигает уничтожает. Наверно вы все помните как несколько лет назад огонь в Хакасии уничтожил несколько деревень. Дома сгорали дотла. И язык говорит Иаков делает то же он зажигает всех кто вокруг нас уничтожает их. будучи сам зажигаем от геены. Это смертоностный яд, т е яд, который несет смерть. И это страшно. некто сказал: « сплетни есть больший вред чем воровство, потому что украденное можно вернуть, а злой оговор лишает человека доброго имени, и это не может быть исправлено» .
  • Ж.Ж.Руссо «когда язык ничем не стесняется, все бывают стеснены».
  • И это не удивительно ведь как сказал некто: «рана, нанесенная огнестрельным оружием, еще может быть излечена, но рана, нанесенная языком, никогда не заживает».
  • Сказав все это можно сделать вывод: что переносчик — это убийца.

Поэтому Бог запрещает нам быть переносчиками. Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. (Лв.19:16).

Но лично у меня возникает вопрос. Понятно, что, когда речь идет о непроверенных слухах, или полуправде, или откровенной лжи. Подобное запрещение понятно. Ну а если речь идет о правде. То, что тогда. Если я вижу, что человек сделал плохой поступок. Это не вымысел, не непроверенные слухи, я знаю это точно. Я не заставлял его это делать это был его выбор. Могу ли я передать это друзьям? Такой простой, но практический вопрос.  Ведь мы не хотим быть переносчиками правда. Давайте разбираться.

  1. Итак, если я знаю какую-то негативную информацию о человеке. То скорее всего эта ситуация будет связана с грехом (раз она негативная). А что повелевает нам Библия в случае, если мы видим человека согрешающего? Мы должны пойти и обличить его. Причем вначале наедине, затем в присутствии, и если человек не слушает, то только тогда сделать это достоянием церкви, которая и примет решение что делать с таким человеком. (эта последовательность как вы помните была провозглашена И.Хр. и записана в Мф.18.15-17. Таким образом повеление Христа направлено на то, чтобы не разносить слухи или даже факты о человеке, а сделать все чтоб ему помочь. И это согласуется с другим принципом провозглашенным Христом который гласит: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Мф.7:12. Согласитесь если мы сделаем что-то неправильно, то мы хотели бы исправиться, и, если мы не можем это сами нам бы хотелось, чтоб нам помогли исправиться. Но никому из нас не хотелось бы что в случае наших ошибок или грехов кто-то рассказывал об этом окружающим.
  2. Распространять порочащую правдивую информацию можно только тогда, когда ты сам по какой-то причине не можешь поговорить с этим человеком (может Он живет в дали от тебя, или ты в его глазах совершенно не имеешь авторитета, и просто уверенны что он не будет вас слушать). Только тогда мы можем рассказать эту тайну и то только тем, кто может помочь в этой ситуации. т.е мотив рассказа не просто в передаче информации не просто потому, что я люблю это делать, не просто потому что я хочу рассказать что-то интересное, новое, тайное нет. Мотив позволяющий раскрыть тайну – желание помочь этому человеку. В этом смысле я следую принципу, озвученному ап. Павлом: носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов. (Гал.6:2).
  3. Еще один вариант позволяющий раскрыть порочащую тайну другого – это безопасность окружающих. По какой-то причине я не могу говорить с человеком, но сведения о нем могут обезопасить жизнь окружающих людей.

Иных причины как я понимаю, подпадают под категорию переносчика, что запрещено Богом. Потому что Бог желает прежде всего помочь упавшему, или ошибающемуся, а не втоптать его в грязь в наших глазах.

Не ходи переносчиком в народе твоем и не восставай на жизнь ближнего твоего. Я Господь. (Лв.19:16). И нарушая это мы посягаем на заповедь «не убей». Да сохранит нас Господь от этого.

Отношение к переносчику.

Итак, выяснив кто такой переносчик, и при каких обстоятельствах передача инф не является греховной. Давайте посмотрим, как мы должны относиться к тем, кто является переносчиками.  Пр. 20:19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. (Прит.20:19). Возможно, это повеление может показаться строгим, но это требование библии. Бог запрещает общаться с переносчиками. Что это значит? Для лучшего понимания, я разбил общение на две части: на пассивное и активное. Под пассивным я понимаю выслушивание наушника, под активным передачу ему необходимой информации. Я уверен, что Бог запрещает оба вида общения.

Вот причины почему я в этом уверен.

    1. Первая: Слушая переносчика мы создаем необходимый спрос для данного вида греха. И утверждаем переносчика в его грехах. Все мы прекрасно понимаем рыночное выражение «спрос рождает предложение». Например: если бы в магазинах не было покупателей апельсинов, тогда спустя короткий промежуток времени апельсины исчезли бы с витрин, их перестали бы завозить, из-за отсутствия спроса. Абсолютно тоже самое можно сказать и о грехах переносчика. Если бы каждый из нас отказался слушать, непроверенные факты, негативные истории о других людях, тогда из-за отсутствия спроса этот вид греха просто бы исчез.  К сожалению, сделать это очень сложно ведь в Библии сказано: Слова наушника – как лакомства, и они входят во внутренность чрева. (Прит.18:9). Слово наушник – означает сплетник, клеветник, говорящий на ухо. Т.е это переносчик, о котором мы сегодня говорим. И слова его, информация, которую он передает являются как лакомством. Лакомство — это какие-то вкусности сладости или пища, которая дает большое вкусовое наслаждение и удовольствие. По-другому это то, что нам очень нравиться. А теперь скажите, когда вас близкие приглашают за стол, а на нем то, что больше всего нам нравится. А вы еще и голодны – будем ли мы отказываться? Уверен, что нет. Мы откажемся лишь только тогда, когда для этого есть веская причина. То же относится к словам наушника. Наша грешная плоть так любит эти деликатесы. Что просто не хочет от них отказываться. И для отказа должна быть веская причина и в нашем случае эта причина – Божья воля, которая запрещает принимать слова наушника. Поэтому отказаться от этих псевдоделикатесов может только тот, кто любит Господа и не желает Его огорчать. Итак 1 причина почему Бог запрещает слушать переносчика – потому что это рождает спрос и помогает переносчику углубляться в данном виде греха.
    2. Вторая причина запрета в том, что, слушая переносчика, мы нарушаем принцип любви к ближнему. «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними» Мф.7:12. Никому из нас не хотелось бы чтоб о наших поступках которые понижают нашу репутацию, кто-то рассказывал посторонним людям. Но слушая наушника мы участвуем в том же.
    3. 3причина запрета в том что слушая переносчика мы нарушаем принцип церковной дисциплины. Которая направлена на то, чтобы помочь исправиться человеку, а не разнести о нем негативные сведения.
    4. 4я причина запрета слушая переносчика мы формируем неверное, негативное отношение к ближнему. В результате мы становимся лицеприятными, пример что оскорбляет Бога ведь каждого из нас он называет своим дитем.

20:19 Кто ходит переносчиком, тот открывает тайну; и кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся. (Прит.20:19). Итак под словами с тем не сообщайся подразумевается 1 не слушать. И 2х не делиться самим какой-либо информацией с тем, кто может неправильно ее использовать. Бог предупреждает, чтоб мы не рассказывали переносчику свои и тем более чужие тайны. не надо подпитывать переносчика, не надо помогать ему оттачивать свое мастерство. Тем более что делясь с ним можно быть уверенным и в том что рано или поздно мы сами попадем в беду. Ведь переносчик на то и переносчик чтоб переносить. И ему не важно чью информацию переносить. Кто-то сказал: «если кто-то в разговоре с тобой совершенно свободно рассказывает тебе чужие тайны или грехи, будь уверен, что точно также он поступит с тобой в разговоре с другим». Ведь суть переносчика не хранить, а передавать.

  16 Вот шесть, что ненавидит Господь, даже семь, что мерзость душе Его: 17 глаза гордые, язык лживый и руки, проливающие кровь невинную, 18 сердце, кующее злые замыслы, ноги, быстро бегущие к злодейству, 19 лжесвидетель, наговаривающий ложь и сеющий раздор между братьями. 20 Сын мой! храни заповедь отца твоего и не отвергай наставления матери твоей; (Прит.6:16-20)

Грех переносчика опасен и очень разрушителен, он разделяет людей и настраивает их друг против друга.  Мы знаем, что из-за переносчиков были начаты и проиграны войны, разбиты семьи, разорваны дружеские взаимоотношения; этот грех всегда вбивает клин в межчеловеческие отношения, поэтому Соломон говорит нам, «кто широко раскрывает рот, с тем не сообщайся».

Давайте приложим все старания чтоб быть послушным Богу и в этой сфере. Да благословит нас всех Господь.

канал

ПОДЕЛИТЬСЯ