Общении с Божественной Троицей

Иоанна 14 глава с 15 по 26 стихи
Основой для нашего размышления сегодня послужит фрагмент Писания из 14 главы Евангелия Иоанна, с 15 по 26 стих, и во время нашего размышления мы постараемся ответить на три вопроса:

      1. Кто может пребывать в общении с Божественной Троицей?
      2. В чем выражается общение с Божественной Троицей?
      3. Каковы результаты общения с Божественной Троицей?

Но прежде, чем мы перейдем к изучению и поиску ответов на эти три вопроса, хотелось бы вкратце пояснить, что Писание представляет нам Бога как Единого в трех лицах или в трех ипостасях, и под Божественной Троицей мы понимаем Триединого Бога, Бога Отца, Бога Сына и Бога Святого Духа, которые едины в своей природе, в своей Божественности, но имеют различные проявления в Своем действовании. В этом ограниченном мире мы не сможем найти прообраз, который бы в полноте смог бы помочь нам понять Триединство Бога. Можно даже сказать, что Бог оставил эту тайну для Себя, не посвящая нас во все детали, но Он открыл нам достаточно, чтобы мы смогли увидеть всю полноту Божества.

Фрагмент Писания, который мы с вами будем изучать сегодня, является частью беседы, происходящей между Иисусом и Его учениками в горнице во время их последней совместной Пасхальной трапезы, которая включает в себя повествование начиная с 13 главы Евангелия от Иоанна. Придя вместе с учениками в Горницу, Иисус омывает ноги своим ученикам, затем он разоблачает своего предателя, Иуда удаляется, чтобы предать Иисуса, а Иисус продолжает свое наставление. И во время наставления уже 11 учеников Иисус говорит Своим ученикам об этом удивительном общении с Божественной Троицей, в котором могут находиться ученики.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
22 Иуда — не Искариот — говорит Ему: Господи! что это, что Ты хочешь явить Себя нам, а не миру?
23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
25 Сие сказал Я вам, находясь с вами.
26 Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(Иоан.14:15-26)

КТО МОЖЕТ ПРЕБЫВАТЬ В ОБЩЕНИИ С БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕЙ?

Первое, с чем мы сталкиваемся при изучении этого фрагмента Писания, это определенные характеристики, обозначающие тех людей, которые могут быть частью того общения, к которому приглашает Иисус всю Божественную Троицу.

Соблюдающий заповеди (15, 21)

Посмотрите еще раз стихи с 15 по 17.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(RST Иоан.14:15-17)

 В греческом языке времен Иисуса Христа, когда писались Евангелия, не было известных нам знаков пунктуации, их добавили в текст либо переписчики, либо переводчики, как это казалось им более уместным. Но изучая Текст Библии, мы иногда сталкиваемся с тем, что деления на фразы и предложения, на стихи и главы, нарушает естественное развитие мысли. Так и в данном случае, мысль или фраза начинается в 15 стихе, а 16 и 17 стих являются ее продолжением и развитием.

В стихах с 15 по 17 мы видим несколько результатов:
15 стих – соблюдение заповедей
16 стих – вечное пребывание Духа (Утешителя)
17 стих – пребывание Духа истины не только с учениками, но в них самих.

Если посмотреть на тех, действующих лиц, то мы можем увидеть, что только 15 стих поясняет характер того, кто может пребывать в общении с Божественной Троицей, стихи 16 и 17 характеризуют само общение. Это общение будет вечным и внутренним, но иметь такое общение может только тот, кто соблюдает заповеди Иисуса.

Посмотрите также 21 стих:

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(RST Иоан.14:21)

Здесь соблюдение заповедей является описанием процесса, таким образом, соблюдение заповедей становится не результатом, а условием для последующего результата. В 15 стихе именно соблюдение заповедей, как результат указывало на наличие любви к Иисусу. То же самое мы видим в 21 стихе. Только тот, кто знает и соблюдает заповеди, способен явить любовь к Иисусу, что влечет за собой последующий результат – любовь со стороны Бога Отца и любовь со стороны Бога Сына, Иисуса Христа.
15 стих указывал на возможность общения с Богом Духом Святым чрез условие соблюдения заповедей, и такое же условие содержится в 21 стихе в отношении Бога Отца и Бога Сына.
Таким образом мы можем дать ответ на вопрос:
Кто может пребывать в общении с Божественной Троицей?

Соблюдающий слово (23-24)

И вы знаете, можно было бы остановиться на этой характеристике, но Иисус, в ответ на вопрос Иуды Иаковлева или Фаддея, повторяет эту характеристику, но вместо заповеди, использует синоним – слово, слово реченное Иисусом.

Посмотрите 23 и 24 стихи:

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
24 Нелюбящий Меня не соблюдает слов Моих; слово же, которое вы слышите, не есть Мое, но пославшего Меня Отца.
(RST Иоан.14:23,24)

Здесь мы видим тождественный процесс и тождественный результат, как и в 15 и 21 стихах:
Истинная любовь будет выражаться в соблюдении слова Иисуса Христа, которое по факту является Словом Бога Отца, что делает его равнозначным Божьей заповеди. И именно такое соблюдение слова влечет за собой любовь Бога Отца и, как результат, общение с Богом Отцом и Богом Сыном.

Кто может пребывать в общении с Божественной Троицей?
Это человек, который соблюдает Божью заповедь или Божье Слово!
Хотите быть в общении с Божественной Троицей, соблюдайте Божью заповедь, соблюдайте Божье Слово!
Если вы еще не имеете общения с Божественной Троицей, если вы еще осознали, что мешает вам наслаждаться этим общением, Библия дает ясный и однозначный ответ: воспримите Божье Слово, Его заповедь, как действительно Его Слово. Покоритесь этому Слову и будьте послушны Ему и вы обретете общение с Богом Отцом, Богом Сыном и Богом Святым Духом. Да благословит вас Бог смириться пред Его Словом и покориться Ему.

В ЧЕМ ВЫРАЖАЕТСЯ ОБЩЕНИЕ С БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕЙ?

И наш фрагмент Писания дает достаточно полный ответ на этот вопрос.

15 Если любите Меня, соблюдите Мои заповеди.
16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(RST Иоан.14:15-17)

Когда соблюдены условия, необходимые для общения с Божественной Троицей, когда человек смирился пред Богом и покорился Его Слову, то в жизнь человека приходит вся Божественная Троица, чтобы разделить общение с этим человеком. Все три личности Божественной Троицы вовлечены в этот процесс. Бог Сын умоляет Бога Отца ниспослать Бога Духа Святого. Давайте посмотрим в чем это общение выражается в отношении каждой из Трех личностей Божественной Троицы.

В 16 стихе мы встречаемся с характеристикой Бога Духа святого в его имени Утешитель. Греческое слово, которое переведено как Утешитель имеет более широкое значение.

παράκλητος (парАклэтос) ходатай, защитник, (право)заступник, адвокат, утешитель; греч. слово включает в себя все перечисленные здесь оттенки значений.

Это сложносоставное слово состоит из приставки пара, как в слове параллель, со значением «со стороны», «рядом с», «возле», «между», и корня калео, со значением «звать». То есть, парАклэтос – это тот, кто призван сопроводить, быть рядом, преодолевать трудности вместе, это тот, кто готов подставить плечо и помочь в случае необходимости, чтобы вы могли получить облегчение. Это тот, кто готов заступиться и ходатайствовать о вас перед Богом. Это тот, кто готов утирать вам слезы. Это тот, кто готов разделить с вами все радости и печали, потому что ваши жизни сплетены воедино.

Таким образом, отвечая на вопрос:
В чем выражается общение с Божественной Троицей?

В отношении Святого Духа

В отношении Святого Духа можно сказать, что общение с ним выражается в том, что Он Защищает и Утешает, Помогает и Сопереживает тому, кто находится в общении с Ним.
Но это не все: в 17 стихе Дух Святой назван Духом Истины и результат этого имени в общении с нами наилучшим образом отображен в 26 стихе.

26 Утешитель же, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, научит вас всему и напомнит вам все, что Я говорил вам.
(RST Иоан.14:26)

Дух Святой, как Дух истины наставляет и научает, и напоминает находящимся с Ним в общении Божье Слово.

Помните первый вопрос?
Кто может пребывать в общении с Божественной Троицей?
Ответ был: тот кто соблюдает Божье Слово.

Действие Духа Святого, как Духа истины, в вопросах научения и напоминания этого Слова является жизненно необходимым, чтобы это общение было постоянным и вечным. Людям свойственно забывать, а Духу Божию свойственно напоминать то, что могло ускользнуть из нашего сознания.

ИТАК, в отношении Святого Духа общении с Ним выражается в Утешении и Наставлении.
В чем выражается общение с Божественной Троицей?

В отношении Бога Сына.

Посмотрите, пожалуйста, 18 стих.

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
(RST Иоан.14:18)

Первое, на что необходимо обратить внимание – это забота, которую проявляет Божий Сын в отношении тех, кто послушан Его Слову. Эта забота выражается в том, чтобы Его ученики не почувствовали себя оставленными или брошенными, подобно сиротам, оставленным без попечения родителей.

Если в вашей жизни вы ощущаете оставленность или одиночество, не является ли это последствием непослушания Божьему Слову? Бог Сын Иисус Христос обещает позаботиться о тех, кто любит Его и чья любовь подтверждена соблюдением Его слова. Более того, в самом начале 14 главы Иисус призывал Своих последователей:

1 Да не смущается сердце ваше; веруйте в Бога, и в Меня веруйте.
(RST Иоан.14:1)

И подобная же фраза звучит сразу, по окончании нашего фрагмента в 27 стихе:

27 Мир оставляю вам, мир Мой даю вам; не так, как мир дает, Я даю вам. Да не смущается сердце ваше и да не устрашается.
(RST Иоан.14:27)

Забота Бога Сына о тех, кто соблюдает Его Слово выражается в том, что Он укрепляет их веру и изгоняет страх из их жизни. Он желает, чтобы они осознавали, что они не одиноки в своей жизни.

Но, подобно действию Святого Духа, которое выражалось во внутреннем успокоении и внешнем наставлении, действие Божьего Сына также имеет внешний аспект. Посмотрите 19 стих.

19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
(RST Иоан.14:19)

Здесь Иисус, Сын Божий, провозглашает что самая жизнь, которую имеют Его ученики, является частью Его участия, Его общения с ними.

Посмотрите на развитие этой мысли в 20 стихе:

20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
(RST Иоан.14:20)

Божий Сын, пребывающий в тех кто исполняет Его Слово, Он является их жизнью. Это созвучно словам Павла в Гал.2:20: …и уже не я живу, но живет во мне Христос.

Это созвучно заявлению Иоанна в конце своего Первого Послания:

11 Свидетельство сие состоит в том, что Бог даровал нам жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его.
12 Имеющий Сына (Божия) имеет жизнь; не имеющий Сына Божия не имеет жизни.
13 Сие написал я вам, верующим во имя Сына Божия, дабы вы знали, что вы, веруя в Сына Божия, имеете жизнь вечную.
(RST 1Иоан.5:11-13)

Общение с Богом Сыном выражается в Его заботе и в разделении Его жизни

Итак, в чем выражается общение с Божественной Троицей?

  • В отношении Бога Духа Святого – в утешении и наставлении.
  • В отношении Бога Сына – в заботе и оживотворении.

В отношении Бога Отца.

21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(RST Иоан.14:21)

Как было отмечено в самом начале нашего размышления, только те, кто соблюдают Божью заповедь способны войти в общение с Божественной Троицей. В процессе этого общения Дух Святой утешает и наставляет в Божьем слове, Сын Божий проявляет заботу и наделяет Божьей жизнью, Бог Отец проявляет любовь.

В послании к Ефесянам Павел так описывает действие Божьей любви:
…Бог Отец в любви предопределил усыновить нас Себе чрез Иисуса Христа…

Являя Свою любовь, Бог Отец не просто радуется нашим успехам или изливает на нас дождь благословений, но Он вмешивается в нашу жизнь, он делает нас Своими детьми.

Посмотрите, какое развитие имеет эта любовь в жизни послушных Богу людей. Откройте 23 стих

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(RST Иоан.14:23)

Любовь Бога Отца мотивирует его к более близкому общению. Если в любви Бог Отец делает верующих своими детьми, то в продолжении этого общения, Он поселяется в верующем человеке, устрояя в нем жилище для Себя и всей Божественной Троицы.

В чем выражается общение с Божественной Троицей?

  • В отношении Бога Духа Святого – в утешении и наставлении.
  • В отношении Бога Сына – в заботе и оживотворении.
  • В отношении Бога Отца – в любви и устроении жилища в верующем человеке.

КАКОВЫ РЕЗУЛЬТАТЫ ОБЩЕНИЯ С БОЖЕСТВЕННОЙ ТРОИЦЕЙ?

Давайте посмотрим на результаты общения с Божественной Троицей в изучаемом нами фрагменте писания.
Первое, на что хотелось бы обратить внимание – это какой результат из этого общения может вынести для себя человек находящийся в таком общении.

Как было отмечено с самого начала, в общении с Божественной Троицей может пребывать только верующий человек, слушающий Слово Божье и исполняющий Его. Поэтому, если сегодня Господь побуждает вас начать общение с Ним, поспешите к Нему, примите дар веры и жизни вечной от Него. Писание, Божье Слово говорит,

30 Итак, оставляя времена неведения, Бог ныне повелевает людям всем повсюду покаяться,
31 ибо Он назначил день, в который будет праведно судить вселенную, посредством предопределенного Им Мужа, подав удостоверение всем, воскресив Его из мертвых.
(RST Деян.17:30,31)

Божье Слово ясно и понятно отображает Божью волю в покаянии людей. Будьте послушны Его Слову, чтобы вы могли войти в это чудесное общение с Божественной Троицей.

Для тех же, кто уже послушан и соблюдает Божье Слово, вы уже должны иметь результаты такого общения.
А результаты очень наглядны из того текста, что мы изучали – Бог Духом Святым поселился в вас.

Посмотрите еще раз 16 и 17 стихи:

16 И Я умолю Отца, и даст вам другого Утешителя, да пребудет с вами вовек,
17 Духа истины, Которого мир не может принять, потому что не видит Его и не знает Его; а вы знаете Его, ибо Он с вами пребывает и в вас будет.
(RST Иоан.14:16,17)

Дух Святой пребывает с вами и в вас вовек, и вы уже знаете Его.
Божий Сын также пребывает с вами и в вас. И результат вашего общения схож с результатом общения со Святым Духом.

Посмотрите стихи с 18 по 21:

18 Не оставлю вас сиротами; приду к вам.
19 Еще немного, и мир уже не увидит Меня; а вы увидите Меня, ибо Я живу, и вы будете жить.
20 В тот день узнаете вы, что Я в Отце Моем, и вы во Мне, и Я в вас.
21 Кто имеет заповеди Мои и соблюдает их, тот любит Меня; а кто любит Меня, тот возлюблен будет Отцом Моим; и Я возлюблю его и явлюсь ему Сам.
(RST Иоан.14:18-21)

Бог Сын пребывает с нам, Бог Сын пребывает в нас, Бог Сын являет Себя Самого нам, мы можем познавать его и возрастать в послушании Ему.
Результатом общения с Божественной Троицей также является пребывание Бога Отца с нами и в нас.
Посмотрите еще раз 23 стих:

23 Иисус сказал ему в ответ: кто любит Меня, тот соблюдет слово Мое; и Отец Мой возлюбит его, и Мы придем к нему и обитель у него сотворим.
(RST Иоан.14:23)

Бог Сын и Бог Отец вместе приходят к соблюдающему Слово Божье, чтобы быть с ним и поселиться в нем.

Результатом общения с Божественной Троицей является неразрывная связь, которая формируется между Богом и верующим.

Возрастая в познании Божьего Слова, который Дух Святой напоминает верующему, возрастая в познании Христа, Сына Божьего, когда Христос Сам открывается нам, возрастая в исполнении Божьего Слова, которое исшло от Отца, чрез Сына и преломлено Духом Святым, мы находимся в постоянном общении с Божественной троицей и исполняемся Божьей полнотой: Бог поселяется в нас, Бог Отец, Бог Сын и Бог Дух Святой.

Да благословит нас всех обильно Божественная Троица, чтобы мы возрастали в нашем общении с Ним, Триединым Богом, Отцом и Сыном, и Святым Духом. Аминь.

Поликарпов Андрей